Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Курс географии и Всемирное наследие

Карасев А.Л., учитель географии
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56»
 (Санкт-Петербург)

Роль курса географии 7 класса в изучении Всемирного наследия

В настоящее время роль раздела «Материки, океаны, народы и страны» в образовании, развитии и воспитании учащихся возрастает, усложняются его функции. Это обстоятельство связано с тем, что все школьники будут завершать свое основное образование в 9 классе и только часть из них будет учиться в полной средней (профильной) школе, где предусмотрен общеобразовательный курс экономической и социальной географии мира.

Нормативные документы Министерства образования РФ (концепции, стандарты, обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки учеников, методические письма, программы) предусматривают освоение учащимися системы географических знаний о многообразии современного мира, взаимодействии природы и общества, применение географических знаний для объяснения и оценки природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов, происходящих в конкретных регионах мира. Для реализации этой задачи в содержании раздела увеличен объем страноведческих знаний.

 

<<версия для мобильных устройств>>

 

Возрождение и расширение страноведческой основы курса географии 7 класса направлено на укрепление комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии.

Комплексное страноведение помогает знакомить школьников с материальной и духовной культурой народов мира, учит понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей планеты [1].

Подобное содержание раздела требует тесной увязки гуманитарных и естественнонаучных знаний, опоры на общеземлеведческую подготовку учащихся, полученную ими на уроках географии в 6 классе, реализации межпредметных связей с историей, литературой, иностранным языком, искусствознанием, биологией и физикой. Гуманизации содержания раздела способствует включение информации этнографического и историко-географического характера, большое внимание к экологической проблематике, к описанию ряда природных и культурных объектов, отнесенных ЮНЕСКО к Всемирному наследию [3].

Рассмотрим более подробно место Всемирного наследия в разделе «Материки, океаны, народы и страны» (VII класс). Для этого последовательно рассмотрим стандарт основного общего образования, содержание программы по географии и содержание учебников для 7 класса.

В стандарте основного общего образования по географии  в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ раздела «Материки, океаны, народы и страны» (VII класс) место Всемирного наследия определено в следующих разделах [4]:

  • население Земли («материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой»);
  • материки и страны («основные объекты природного и культурного наследия человечества»).

На основании анализа примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, можно определить место Всемирного наследия в школьном курсе географии 7 класса [2]:

  • расширение знаний об уникальных природных объектах в различных регионах и странах мира (формы и методы охраны природных территорий - заповедники, национальные парки);
  • формирование знаний об уникальном культурном и духовном (нематериальном) наследии человечества в различных регионах и странах мира;
  • изучение географической номенклатуры Всемирного наследия.

Однако, для определения места Всемирного наследия в разделе «Материки, океаны, народы и страны» (VII класс), рассмотрение одних только программ является недостаточным. Поэтому, не менее важным является анализ степени освещенности Всемирного наследия в основных учебниках рекомендованных для школьного географического образования.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что в учебниках 7 класса уделяется очень мало внимания Всемирному наследию. Не смотря на то, что в учебниках встречается большое количество упоминаний об объектах, входящих в список Всемирного наследия, а так же встречается их краткое или даже подробное описание, только в двух случаях уточняется, что данный объект входит в Список, в остальных случаях объекты рассматриваются как достопримечательности, уникальные или просто природные и культурные объекты.

Так же необходимо отметить, что в некоторых учебниках среди заданий встречаются задания, в которых учащимся предлагают, используя дополнительную информацию, найти сведения об объектах Всемирного наследия, но все эти задания являются дополнительными и повышенной сложности.

Место Всемирного наследия в курсе 7 класса определяется следующими компонентами содержания школьной географии:

  • знания;
  • умения;
  • опыт творческой деятельности;
  • эмоционально-ценностное отношение к миру.

Изучая объекты Всемирного наследия, ученики 7 класса расширяют знания об уникальных природных объектах в различных регионах и странах мира, а так же, работая с картой, развивают картографические умения и знакомятся с географической номенклатурой Всемирного наследия.

Опыт творческой деятельности приобретается через применение методов проблемного обучения. При изучение Всемирного наследия можно использовать следующие задания: учащимся предлагается определить, почему данный объект внесен в список Всемирного наследия.

Например, при изучении стран Евразии учитель просит учеников 7 класса объяснить, почему озеро Байкал внесено в список Всемирного наследия. Данная проблема является для учеников новой, и чтобы решить ее необходимо использовать ранее усвоенные знания и умения. Для помощи учащимся в решении данной проблемы учитель может задавать следующие наводящие вопросы:

1. Какова глубина озера Байкал? - 1637 м.

2. Есть ли в мире озеро более глубокое? - нет.

3. Озеро Байкал - самое глубокое в мире? - да.

4. Сколько лет озеру Байкал? - около 25 тыс. лет.

5. Есть ли в мире озеро более древнее? - нет.

6. Озеро Байкал - самое древнее в мире? - да.

7. Каков объем пресной воды озера? - 23,6 тыс. куб. км.

8. Есть ли в мире озеро с большим объемом пресной воды? - нет.

9. Озеро Байкал обладает уникальным по объему и качеству запасом пресных вод? - да (20% мировых запасов)

10. Сколько видов и подвидов животных и растений можно найти в озере? - более чем 2630.

11. Сколько из них нигде в мире не встречаются? - более 80%.

12. Озеро Байкал обладает самой разнообразной флорой и фауной среди пресных водоемов мира? - да.

Таким образом, ученики могут сделать вывод об уникальности озера Байкал и о достойном месте, которое оно занимает в списке Всемирного наследия.

Изучение объектов Всемирного наследия в курсе 7 класса помогает так же развитию у учеников эмоционально-ценностного отношения к миру. В.В. Николина выделяет 5 этапов формирования и усвоения учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде [5].

На первом перцепционном этапе происходит непосредственное или опосредованное восприятие природных объектов, входящих в список Всемирного наследия.

На втором этапе означивания происходит понимание и осмысление знаний, которые помогают ученику видеть необходимость существования списка Всемирного наследия для защиты и охраны уникальных природных объектов.

На третьем оценочном этапе усвоения эмоционально-ценностного отношения к природным объектам учащиеся способны давать оценку в словесной форме: красиво, безобразно, хорошо, плохо и т.д.

Четвертый этап усвоения эмоционально-ценностного отношения к природе включает необходимость выбора ценностей, имеющих личностный смысл. Реализуется этот этап путем заданий рефлексивного характера, уроков обобщения, во время которых происходит обмен ценностями и принятие решений.

Примером задания на самооценку может быть проблемный вопрос к учащимся: каково современное состояние озера Байкал? Какие чувства ис­пытываете вы в связи с проблемой его сохранения? Например: огорчения, беспокойства, надежды; желания оказания помощи в восстановлении озера, найти способы по организации такой работы.

Заключительным личностным этапом усвоения эмо­ционально-ценностного отношения школьников к при­роде является присвоение объектам ценности, при кото­рой они становятся их личностным смыслом. В лично­стный смысл включаются потребности, интересы учащихся и освоенная ими совокупность значений и оценок.

Приобретенные учащимися ценностные ориентации проявляются в конкретной деятельности и поведении. В учебной и игровой деятельности учащиеся отстаивают свои точки зрения, а в практической деятельности уча­ствуют в природоохранной работе в своем районе [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что раздел «Материки, океаны, народы и страны» (VII класс) играет большую роль в изучении Всемирного наследия в школьном курсе  географии и требует особого внимания к себе.

Литература

1. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. - М.: Дрофа, 2007. - 509 с., ил.

2. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 71 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Программно-методические материалы: География. 6-9 кл. / Сост. В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2002. - 288 с.

4. Стандарт основного общего образования по географии.

5. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007. - 382 с.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес