Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Русская сказка «Царевна-лягушка» - 2 класс

Татьяна Викторовна Караваева, Ольга Альбертовна Спадабаева,
педагоги дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

 

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» - курс «Любимые страницы», 2 класс

 

царевна-лягушкаТема :Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Тип занятия :   знакомство с русской народной сказкой

Технология : ИКТ, обучение в сотрудничестве, диалоговые технологии

Цели:

  • познакомить учащихся с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»
  • продолжить работу над выявлением особенностей волшебных сказок
  • развивать у учащихся умение анализировать прочитанное, пользоваться текстом  сказки для выбора ответа
  • развивать воображение, фантазию, речь учащихся
  • воспитывать интерес и любовь к чтению

Задачи:

  • организовать деятельность учащихся при знакомстве с русской народной сказкой
  • способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу

Оборудование:

Для учителя:

  • презентация к уроку PowerPoint
  • выставка книг, рисунков

Для учеников:

  • тетрадь по «Любимым страницам»
  • книги с текстом русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Планируемые результаты обучения:

Предметные

  • познакомить с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»;
  • продолжить работу над выявлением особенностей волшебных сказок;
  • уметь давать оценку поступкам героев сказки;
  • развивать умение анализировать прочитанное, пользуясь текстом сказки для выбора ответа

Метапредметные

  • высказывать и доказывать свою точку зрения;
  • работа с текстом: понимать прочитанное, уметь анализировать, систематизировать, представлять различными способами;
  • осуществлять поиск необходимой информации в тексте  для выполнения заданий учителя;
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Личностные

  • осознать значимость изучения предмета;
  • развивать речь учащихся;
  • проявлять интерес к чтению у учащихся;
  • развивать  умение сотрудничать  с учителем и  сверстниками при решении учебных проблем;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  

 

Ход урока

  1. Орг.момент (проверка готовности уч-ся к уроку)
  2. Особенности волшебных сказок (закрепление знаний)

Какие особенности волшебных сказок вы  знаете?

ЧУДЕСА

ЧУДЕСНЫЕ ПОМОЩНИКИ

ЗАКЛИНАНИЯ, ВОЛШЕБНЫЕ  СЛОВА

3  Проверка домашнего задания

Подготовь краткий пересказ сказки «По щучьему веленью» по плану

Придумай и запиши в тетрадь три желания для щуки.

4  Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с волшебными сказками.

Сказка, которую мы сегодня будем читать, анализировать называется «Царевна-лягушка»

5.  Знакомство со сказкой (чтение сказки учителем и подготовленными уч-ся)

6.  Работа над содержанием сказки (анализ)

  • Понравилась ли вам сказка?
  • К какому виду сказок она относится?
  • Докажите пользуясь текстом сказки, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка?
  • волшебный сюжет
  • превращение Василисы Премудрой
  •  выполнение заданий царя
  •  волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы)
  • чудесные помощники
  • волшебные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

- Почему сказка названа «Царевна-лягушка»?

- Назовите главных героев сказки.

- Что вы можете рассказать о царевне-лягушке?

- Какой предстала Царевна-лягушка в сказке?

- Почему Василису называют Премудрой?

Анализ 1 части сказки. Сватовство царевичей.

- Прочитайте,  с какого события начинается сказка?

- Могло ли такое быть на самом деле?

- Что является вымыслом в этой сказке?

ВЫМЫСЕЛ

Вымысел – то, что создано воображением, фантазией; выдумка, ложь.

 -В каких словах, выражениях сказки появляется волшебство, загадочность, сказочность?

  • в некотором царстве, в некотором государстве..;
  • … где стрела упадёт, там и сватайтесь;…
  • …полетела стрела прямо в топкое болото, и подняла её лягушка-квакушка…

-Кому из братьев оказалась труднее всего? Почему?

- Как долго искал Иван-царевич свою стрелу?

- Почему он хотел отступиться от своей находки, бежать? (Внешний облик «болотной красавицы»  напугал  царевича. «Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Как же я тебя замуж возьму?  Меня  люди засмеют?»)

- Что же всё-таки заставило Ивана-царевича изменить своё отношение к лягушке?

(Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, желание узнать, что будет дальше)

- С какого момента начались страдания Ивана?

К вымыслу относятся чудеса, которые происходят в сказке.

- Какие чудеса происходят в сказке, благодаря волшебному умению царевны-лягушки?

  • Лягушка-квакушка подхватила стрелу Ивана-царевича и заговорила с ним;
  • Лягушка сбрасывает свою кожу и превращается в девицу Василису Премудрую;
  • «Махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой  - поплыли лебеди белые»;
  • Обернулась Василиса Премудрая белой лебедью и улетела в окно.

Анализ 2 части сказки. Первое испытание. Выпечка хлеба за одну ночь.

- Какие чувства охватили Царевну-лягушку, в тот момент, когда возвратился Иван-царевич от царя?

- Какие черты характера героини открылись в этом эпизоде?

- Какими необыкновенными достоинствами обладала Царевна-лягушка?

(Ласковой речью старалась успокоить мужа. Слова её задушевны и теплы. «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать»… Ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, а сама тем временем думает, как выполнить приказ царя. От царевича эту мысль утаивает - мудрая)

- Как народ называет Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой)

- Прочитайте отрывок-описание труда царевны.

- Можно ли сказать, что Василиса Премудрая была чудесной супругой? Почему?

ЧУДЕСНАЯ СУПРУГА

- Какие задания ей пришлось выполнять?

- Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен?

- С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

-Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

7.  Физ. минутка

8. Работа над содержанием сказки (продолжение)

Анализ 3 части сказки. Второе испытание. Ковёр за одну ночь.

- Найдите и прочитайте, как трудились все три царевны над своими коврами. Сравните их работу.

(Василиса ткёт сама, за боярскую дочь и купеческую трудятся другие.)

- Какие новые черты характера вы разглядели в Василисе Премудрой? (трудолюбивая, всё делает своими руками,  понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз)

- Как относится к труду Василисы Иван-царевич? (1раз – «диву дался» -удивился, во 2 раз –«ахнул»)

Анализ 4 части сказки. Третье испытание. Царский пир.

- Как ведут себя старшие царевичи и их жёны до появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются  над Иваном-царевичем)

- Что поразило всех в лягушонке в момент её прибытия на бал?

- Что заставляет повторять жён старших царевичей действия Василисы Премудрой? (противопоставлены ум и глупость, отрицательные качества – зависть)

- Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (чтение отрывка – танец царевны-лягушки, радость для окружающих)

- Как поступил Иван-царевич, когда узнал, что его жена – красавица?

-Почему он поторопился спалить лягушачью кожу?

-Почему царевна не бранит царевича, а только упрекает его и одновременно помогает советом, подсказывает, как теперь быть, что делать?

-Какой предстаёт перед нами Василиса Премудрая?

-Чем удивляет она нас?

В чём её истинная красота? (Василисе свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя,  недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Её основная  роль – быть помощницей своего мужа.)

Анализ 5 части сказки. Поиски и спасение Василисы Премудрой.

- Где и у кого должен был искать Василису Премудрую Иван-царевич?

- Что в этой сказке оказывается трудной задачей?

- Кто помогает ему её решить?

- На его пути встречаются чудесные помощники, которые помогают царевичу освободить Василису Премудрую.

ЧУДЕСНЫЕ ПОМОЩНИКИ

- Перечисли помощников и скажи, как они помогали.(Серый волк, мудрый ворон, добрый заяц, быстрый конь.)

- Почему они помогали? (Иван добрый, бесстрашный, сильный, благородный, любит животных.)

- Какие чудеса происходили на пути Ивана?

-Какие волшебные слова, заклинания помогали Ивану выполнить приказ?

ЗАКЛИНАНИЯ

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

В волшебных сказках встречаются  волшебные герои?

- Кого мы отнесем к этим героям? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

- Обычно  Баба Яга, Кощей Бессмертный вредят героям, пытаются их погубить.

А в нашей сказке кто из них помогает Ивану – царевичу? Почему? (Баба Яга)

- Как помогла Баба Яга Ивану – царевичу?

- Кощей Бессмертный наделён отрицательными качествами характера. В сказке говорится, что он бессмертен.

- Где была скрыта смерть Кощея?

- Как смог спасти Иван-царевич Василису Премудрую?

-В сказке многие события связаны с числом три. Найдите подтверждение в тексте. Прочитайте.

-Как называется такая особенность волшебных сказок?

ТРОЕКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

9. Итог анализа сказки

- Чем заканчивается сказка? (счастливый  конец-Иван-царевич преодолевает все препятствия, при помощи чудесных помощников спасает Василису Премудрую)

- Как были наказаны, проучены злые жёны старших братьев за свои насмешки?

- Какой урок для себя вы извлекли из сказки? (Не следует судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, внутренним качествам….)

10.Домашнее задание

  • Нарисовать рисунок к сказке «Царевна – лягушка»
  • Подготовить к пересказу любой отрывок из сказки
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес