Гаяне Нориковна НЕРСИСЯН, учитель истории
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» Санкт-Петербурга
-
СВЕРЖЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ
(конспект урока)
-
- Организационный момент
Слайд 1 (на доске пустая кинолента)
Здравствуйте. В следующем году исполняется 100 лет февральской революции. 100 лет назад в России перестала существовать самодержавие. Мы с вами попытаемся сегодня выяснить что случилось с самодержавием в 1917 году и можно ли было его спасти.
Слайд 2 (Николай II – разлом- корона Российской империи, а потом появиться надпись свержение самодержавия как тема урока)
Тема урока – Свержение самодержавия
Вопрос: Как бы вы продолжили фразу: Почему в 1917 году самодержавие…
Вопрос: Почему именно этот глагол?
Слайд 3 (на киноленте с одно стороны появляется вопрос: Почему в 1917 году самодержавие …..? на второй стороне поочередно появятся слова: рухнуло, было свергнуто, уничтожено, пало, прекратило существовать).
Перед вами рабочий лист. Запишите в него тему нашего урока, а также глагол, который наиболее точно, по вашему мнению, подходит для данного вопроса. В конце урока мы вернемся к нему.
Слайд 3 (Николай II – разлом- корона Российской империи, а потом появиться надпись свержение самодержавия как тема урока)
Слайд 4 (Н.Н. Суханов его портрет, потом постепенно появляется цитата «Где был царизм? – Он разволился одним духом. Строился три века и сгинул в три дня» – «Записки о ревлюции»).
Эсеро-меньшевистский публицист Николай Николаевич Суханов задался вопросом: «Где был царизм?» - и сам на него ответил: «Он развалился одним духом. Строился три века и сгинул в три дня».
Для него Самодержавие РАЗВАЛИЛОСЬ и СГИНУЛО!
Действительно, а где был царизм в феврале 1917 году? Почему монархия, которая строилась на протяжении 300 лет исчезла за три дня? Посмотрим на события февраля.
Слайд 5 (кинохроника событий февраля 1917 года)
Дети рассказывают о событиях февраля по дням
23-2 марта! (заранее получили задание)
23 февраля, в Международный женский день (по новому стилю это — 8 марта) на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Их Политическая демонстрация положила начало революции. | |
24 февраля В Петрограде начались столкновения демонстрантов с полицией. У демонстрантов лозунги "Долой самодержавие!", "Долой войну!" | |
25 февраля В Петрограде забастовка приобрела всеобщий характер. Казаки не решаются открывать огонь. Вечером Николай II прислал телеграмму: "завтра же прекратить беспорядки в столице". | |
26 февраляВ Петрограде войска открыли огонь (150 убитых). Заседания Думы отложены.М.В. Родзянко отправляет телеграмму в ставку - Николаю II.«Положение серьезное. В столице - анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца. |
|
27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропавловской крепости .В Петрограде создан Временный комитет Думы из центристов и умеренных левых. Одновременно Петроградский Совет под руководством Н.С. Чхеидзе и А.Ф. Керенского начал работать в Таврическом дворце. С.С. Хабалов отправляет телеграмму в ставку генералуАлексееву. | |
28 февраляВышел первый номер "Известий Петроградского совета", что ускорило создание советов во многих областях страны. В ночь на 28 февраля Николай II выехал из Могилева вЦарское Село, но туда он так и не добрался. | |
1 мартаПриказом №1 Петроградский совет призвал солдат избирать комитеты в частях и таким образом поставил армию под свой контроль. Совет выдвигает условия Думскому правительству. | |
2 мартаВместо Временного комитета Думы формируется Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым: П.Н. Милюков - МИД, А.И. Гучков - Военмор., А.Ф. Керенский - министр юстиции. | |
Николай II подписывает в Пскове Манифест об отречении от престола (и от имени своего сына Алексея) в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Николай делает об этом событии запись в своем дневнике. |
2 марта – отречение Николая 2. Так быстро и просто пала монархия в России.
Сам Николай II на этот вопрос Почему? Отвечает так…
Слайд 6 (С одной стороны изображение Николай II, с другой цитата: «Во блага, спокойствия и спасения горячо любимой России…»)
Вопрос ко всем:
Для того, чтобы ответить на этот вопрос почему? я предлагаю вам рассмотреть само отречение Николая IIс разных точек зрения, выделив некоторые аспекты. Какие аспекты мы с вами можем выделить?
Слайд 7 (схема – отречение Николай II– пустая – постепенно заполняется входе беседы с учениками. Первым появляется правовой аспект, личностный и государственно-политический)
Работа с рабочим листом и историческими документами.
В ходе беседы мы определили все аспекты:
1. Правовой
2. Личностный
3. Государственно-политический.
Вам необходимо соотнести исторический документ с тем или иным аспектом. Сейчас мы с вами разделимся на три группы – по колонкам, каждая из которых рассмотрит один аспект, работая с выбранными документами. Так же вы можете работать в малых группах – с соседом по парте. (Минут 7 для работы)
Слайд 8 (изображение Павла Iи Николай II)
1 группа – правовой аспект – рассматривают два исторических документа: отказ Михаила и манифест об отречении Николая II.
Вопросы к документам
- В чем принципиальное отличие манифеста, который подписал Николай II, от отказа, подписанного Великим князем Михаилом?
- С правовой точки зрения самодержавие перестает существовать?
Вопрос ко всем:
Можно ли вернуть самодержавие, восстановить его?
Можем вернуть самодержавие!!!
2 группа – личностный аспект- рассматривают отрывок из дневника Николая II, и воспоминания Данилова Ю.Н
Слайд 9 (На одном кадре Николай II, на другом Николай II с сыном, с семьей)
Вопросы к документам
- Легко ли было Николаю 2 отказаться от престола?
- Каковы были мотивы отречения?
- Почему Самодержавие перестало существовать?
Вопрос для всех:
Что для Николая 2 оказалось важнее и почему?
Можно ли вернуть самодержавие, восстановить его?
Самодержавие не вернем!!!
Слайд 10 (Уваров С.С, К. Бальмонт)
3 группа- государственно-политический аспект – Жуковский «Молитва русских»
Вопросы к документам
- XIX и XX вв.
Вопрос ко всем:
Можно ли вернуть самодержавие, восстановить его?
Самодержавие не вернем!!!
На протяжении 300-летней истории дома Романовых подобные войны, отречения, убийства императоров встречаются, но ведь тогда самодержавие устояло. Устояло оно даже после даже после первой русской революции. Но рухнуло в феврале 1917.
Слайд 11 (Николай II – разлом- корона Российской империи) – возвращаемся к слайду 3, но без темы урока.
Почему пало самодержавие?
Слайд 12 (на киноленте с одно стороны появляется вопрос: Почему в 1917 году самодержавие …..? на второй стороне уже есть слова: рухнуло, было свергнуто, уничтожено, пало, прекратило существовать).
В 1830 г. Михаил Юрьевич Лермонтов написав стихотворение «Предсказание»,дал свой ответ на этот вопрос.
Слайд 13 (Лермонтов М.Ю – стихотворение появляется полностью - Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…)
Слайд 14 (Рабочий стол 1917 г.)
И я с ним соглашусь. В 1917 г. Самодержавие пало, упало. Ведь после этого события власть валялась на улице, ее никто не брал в свои руки до октября 1917 года.
<p>ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...