Екатерина Дмитриевна ТЕНЮТИНА, заместитель директора,
Елена Николаевна ЗАГРЕБЕЛЬНАЯ, заместитель директора, куратор медиатеки,
Михаил Валерьевич ТРИЛЕССКИЙ, руководитель медиатеки,
Наталья Олеговна МАТВЕЕНКО, учитель русского языка и литературы,
Татьяна Александровна ЖУРИК, учитель ИКТ, медиа специалист,
Александра Николаевна ПИРОЖЕНКО, заведующая. библиотекой,
ГБОУ «Академическая гимназии № 56» Санкт-Петербурга.
Инновационный проект «Чтение с увлечением. Книга-юбиляр»
Общая характеристика проекта
Цель проекта: развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основногои дополнительного образования.
Задачи проекта:
- повысить мотивацию учащихся к чтению (читательскую активность) посредством знакомства с книгой и другими источниками информации;
- воспитывать гражданские чувства , обусловленные осознанием мощного потенциала книги и чтения, осознанием доступности и открытости таких «институтов», как библиотеки, историко-культурные центры, читательские клубы; гордостью за страну и город, аккумулирующие огромный культурный потенциал, заложенный в «текстах» (в широком смысле слова);
- развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные, районные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения; за счет участия в школьных, районных, городских социально значимых акциях по пропаганде чтения;
- актуализировать и активизировать образовательные возможности семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения, семейного досуга с книгой, использования ресурсов культурно-досуговых семейных (в первую очередь – книжных) центров;
- эффективно использовать разработанные и разработать новые игровые форматы, опирающиеся на читательский опыт школьников, позволяющие сделать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта;
- активизировать личный читательский опыт педагогов, их общепедагогический и частнометодический опыт воспитания читателя-школьника, непрерывно развивать общекультурную и профессиональную компетентность учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, занимающихся проблемой детского чтения.
Информационно-просветительский проект, направлен на информирование учащихся о важнейших датах культурной жизни России и мира, представление и популяризацию различных источников информации, связанных с «юбилеем книги».
Проект реализуется через тематические выставки, мультимедийные презентации на общешкольных информационных панелях, тематические классные часы, подготовленные представителями медиатеки и/или их добровольными помощниками из числа учащихся, круглые-столы.
Результаты реализации проекта представлены в отзывах участников, их проектах и учебно-исследовательских работах по соответствующим темам; фиксируются сотрудниками медиатеки путем анализа количества обращений школьников за дополнительными источниками по представленной книге.
[1] Подразделения средней и старшей школы образовательного комплекса Гимназия №56 оснащены большими телевизионными панелями, на которых демонстрируются текущая «рабочая» информация и тематические презентации, связанные с разными проектами школы.
Тема: ”Книга – юбиляр. Э. М. Ремарк «Три товарища» - 75 лет”
Мероприятие проведено в неделю словесности.
Заседание книжного клуба в рамках инновационного метапредметного полипроекта “Чтение с увлечением. Книга-юбиляр.”
- Развитие читательской культуры школьника.
- Приобщение школьников к литературному мировому процессу.
- Развитие грамотной литературной речи и расширение словарного запаса школьника.
- Развитие культуры семейного чтения.
- Предварительно подготовить вопросы к викторине по роману «Три товарища».
- Отбор наиболее интересных вопросов из предложенных учащимися 9-х классов.
- Вступительное слолво о Ремарке
- Просмотр видеосюжета «Игра в бисер» с Игорем Волгиным.
- Заочный диалог с литературоведом И. Волгиным:
Обсуждаемые вопросы:
- что значит этот роман для сегодняшнего поколения,
- о чем этот роман,
- чье мнение кажется наиболее верным.
- Проведение викторины.(на вопросы отвечали викторины участники круглого стола).
- Написание сочинения-миниатюры (прилагаются отдельные работы).
- Отчет о проведенном мероприятии в форме буклета.
Предварительная работа
- Создание презентации «Книги-юбиляры-2013»
- Размещение информации на сайте гимназии следующего содержания:
75 лет исполняется роману «Три товарища» г. 1938 Автор: Ремарк Эрих Мария
Приглашаем принять участие в конкурсе по этой книге. Победители конкурса получат дипломы и призы. Вопросы и задания опубликованы на сайте гимназии.
Читайте книгу!!!
Эрих Мария Ремарк – для многих поколений читателей, выросших на его произведениях, для критиков, единодушно признавших его работы, он стал своеобразным символом времени. Трагедии Первой и Второй мировой, боль «потерянного поколения», попытка создать для себя во «времени, вывихнувшим сустав» забавный, в чем-то циничный, а в чем-то – щемяще-чистый маленький мир верной дружбы и отчаянной любви – таков Ремарк, автор, чья проза не принадлежит старению…
Три товарища — книга о настоящей дружбе, о мужских развлечениях, о любви и о простой жизни обыкновенных людей в обыкновенном небольшом городке в послевоенной Германии. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. А когда один из них влюбляется — любимая девушка становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем.
История написания
Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» — первая ступенька к грандиозному роману о настоящей мужской дружбе в нелегкие времена.
В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях. Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, болел, встречался с немецкими эмигрантами.
Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину. Эрих Мария отказывается мириться с нацистами и отправляется в Париж — на конгресс писателей в изгнании.
Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке — в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком языке. А вскоре писателя и его жену лишают германского гражданства.
Краткое содержание
Роберт Локамп — один из трех солдат войны 1914—1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование. Это словно бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших романов Ремарка («На Западном фронте без перемен», «Возвращение»), но повзрослевший, уже тридцатилетний мужчина. И снова он представительствует от целого поколения, которое называли «потерянным», от тех, кого, по слову автора, «погубила война», кто «стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию. Ураганный огонь на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие. Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г., путч, аресты друзей. Безработица. Инфляция. Торгашество. Продажность. Нищета.
Не пройдя другого университета, кроме окопов, Р. Л. не имеет профессии, вынужден метаться в поисках места, служить то рекламным агентом по сбыту резиновых товаров, то тапером в дешевом кафе. Спасает снова фронтовая дружба. Отто Кестер, бывший командир роты, пристраивает Р. Л. и Готфрида Ленца, такого же бродягу, в принадлежащую ему авторемонтную мастерскую. Это — оазис верности и взаимной поддержки в смутном и враждебном мире большого города. «Четвертый товарищ» и символ союза фронтовых друзей — почти одухотворенный, живой, собранный ими автомобиль по имени «Карл», старомодная колымага, прячущая внутри «сердце» — уникальный гоночный мотор. Р. Л. обитает в дешевом пансионе среди бедноты. В контактах героя с его окружением раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Р. Л. сохраняет живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю. Но действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа является история любви Р. Л. к «девушке из другого круга», загадочной незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий. Патриция Хольман, Пат, как зовут ее друзья, — идеал женственности, благородства, вкуса, изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто невысказанное, тревожащее Р. Л.: ведь она ему не пара! Романтизированный образ Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат, сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью, — контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища. Возникшая было необходимость выбора — либо три товарища, либо девушка — снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Р. Л. Но любовь трагически обречена. Тайной, которая постоянно стимулировала интерес читателя к разгадке, оказывается болезнь Пат, тщательно ею скрываемая. И эта красавица — прелестная, свежая, цветущая — тоже жертва войны. У нее туберкулез, следствие детского недоедания. Финальный блок романа — обострение болезни Пат, санаторий, умирание, агония — это еще и лирический апофеоз любви и самоотвержения героя.
Цитаты из книги
- Такт — это соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением.
- — Забыл — и прекрасно, что забыл, — вмешался Фердинанд Грау. — В забвении — тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем.
- Если хочется жить, это значит, что есть что-то, что любишь. Так труднее, но так и легче.
- Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.
- Разве хоть кто-нибудь может знать, не покажется ли ему со временем счастливым тот, кого он сегодня жалеет?
- Если человек чего-то стоит, значит, он уже как бы памятник самому себе.
- Но ведь надо уметь и проигрывать. Иначе как же жить?
- Именно в век деловитости надо быть романтиком, вот в чем фокус.
- От принципов необходимо иногда отступать, иначе они не доставляют радости.
- Питаемся иллюзиями из прошлого, а долги делаем в счет будущего.
- Поверхностны только те, кто считают себя глубокомысленными.
- Порядочный человек с наступлением вечера всегда становится меланхоличным.
- Но насчет лени еще далеко не все ясно. Она — начало всякого счастья и конец всяческой философии.
- Человек всегда велик в намерениях. Но не в их выполнении. В этом и состоит его очарование.
- «Всё проходит» — это самая верная истина на Земле.
- Жалость — самый бесполезный предмет на свете. Она — обратная сторона злорадства.
Отзывы о книге
… Роман любят читатели и критики. Наверное, потому, что реалии послевоенной Германии несколько отступают на второй план, скрытые красотой романтизированной мужской дружбы. Такую дружбу хочется называть «настоящей», но много ли людей встречались в жизни с дружбой столь высокой пробы?
… Книга "Три товарища" - произведение трепетное и уникальное. Читать ее нужно не торопясь. Она разрывает душу читателя.
… "Три товарища"- это прекрасная и трогательная история о чистой, искренней любви. О дружбе. Об искалеченных сердцах. Она заставит дрогнуть даже самое каменное сердце. Роман "Три товарища" в Украине входит в учебную программу. Я помню, что даже наши мальчики были тронуты, когда мы пересказывали содержание.
... Меня тронула забота друзей друг о друге. У Вас есть такие друзья? У меня, к сожалению, нет. Но после того как, я прочла эту книгу, я стала иначе, более трепетно, относиться к тем людям, которые у меня есть и которые меня любят и ценят. Вы скажете, что с возрастом все приходят к этому. И будете правы. Но я рада, что поняла это в 16 лет.
… Роман больше хвалили, чем ругали, и это вполне обоснованно. Мастерские диалоги, четкость образов и притягательность чистых чувств мало кого способных оставить равнодушным.
- Конкурс вопросов по книге «Три товарища» среди учащихся 9-х классов, прочитавших произведение.
Были отобраны наиболее интересные вопросы и по ним составлена викторина для учащихся средней и старшей школы. - Публикация вопросов викторины на сайте
.
Вопросы викторины:
- Когда был опубликован роман?
- От чьего лица идет рассказ в романе?
- Назовите имена главных героев книги.
- Где свела судьба главных героев?
- Какое дело объединяло трех товарищей?
- Имя девушки, которую полюбил Роберт.
- Название кафе, в котором друзья проводили свободное время.
- На каком инструменте играл Робби?
- Как назывался автомобиль, которым три товарища дорожили?
- «Родиться глупцом не стыдно, стыдно умереть глупцом». Чьи это слова?
- О чем, на ваш взгляд, этот роман?
- Проведение круглого стола в медиатеке ”Книга – юбиляр. Э. М. Ремарк «Три товарища» - 75 лет”
- Написание сочинений–эссе о прочитанном романе. (Приложение_2)
- Подведение итогов мероприятия. Награждение победителей дипломами и книгами.
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...