Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Дизайн-мышление в дошкольном учреждении

Наталья Вячеславовна САМОНОВА, Наталья Владимировна МЕЛЬНИЦКАЯ, воспитатели
ГБДОУ детский сад № 39 с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно–эстетическому развитию детей
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

-

ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:
ПОДДЕРЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

-

Партнерство сайта NOVA, МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ,

-----------------------------------------------------

В статье раскрываются идеи использования дизайн-мышления в театральной деятельности дошкольника как важного фактора развития эстетического воспитания современного дошкольника. В качестве иллюстративного примера представлены подходы и описаны этапы работы над созданием театральной студии для детей дошкольного возраста. Обозначены педагогические условия включения ребенка, в разные виды деятельности позволяющие сформировать творчески активную личность, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. 

-----------------------------------------------------

Творческие способности формируются именно в дошкольном возрасте. Поэтому важно как можно раньше создавать необходимые для их развития условия. Если в педагоге заложен творческий потенциал и профессиональное обладание качествами личности, которые помогают творить, то дети рядом тоже могут развиваться творчески. Чтобы воспитанники каждый день могли раскрывать свои творческие способности в дошкольном учреждении, педагогу необходимо позволить им проявлять инициативу и творческую самостоятельность во всех образовательных моментах.

В связи с этим, актуальным становятся идеи использования дизайн-мышления в сочетании с возможностями театральной деятельности, которые соединяют в себе потребности самих ребят, поддержку их креативности, принятия нестандартных решений, и конечно активные формы доступные и понятные для ребенка, которые смогут отразить их практический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительными особенностями метода дизайн-мышления являются глубокое проникновение в опыт ребенка, фокусировка на индивидуальных сценариях поведения, а также экономичный
и итерационный подход к разработке детских проектов. Изучая разные определения дизайн-мышления, можно отметить следующие значимые характеристики, которые включают в себя «процесс креативного решения проблем», «постоянная корректировка интеллектуальной работы и осознанный выход за рамки привычных стереотипов» или как «новая эмпирическая модель принятия решений
в нестандартных ситуациях, которая может быть использована любым участником педагогического процесса, стремящимся тем или иным образом улучшить качество своего взаимодействия
с окружающей действительностью».

Обозначенные идеи созвучны с подходами в области театрального искусства. Можно сказать, что возможности театрального дизайна в детском саду необходимо рассматривать как вид совместной художественно-проектной деятельности детей и взрослых, направленный на организацию театральной среды в заданном пространстве (музыкальный зал или сцена, подиум или театральный уголок, определенная зона в помещении группы или все ее пространство, и т.д.) для успешного осуществления театрализованной деятельности и его взаимодействия с человеком.

По нашему мнению, театральная деятельность – это социально-коммуникативный практикум, который целенаправленно может быть реализован как в совместной деятельности педагога и ребенка, так и на занятиях по формированию и развитию социально-коммуникативных навыков, а включение элементов дизайн мышления позволит создать уникальный опыт ориентированное на детское сообщество. Наш опыт по реализации театральной деятельности с детьми свидетельствует о том, что наиболее эффективна работа со среднесрочными, не успевающими наскучить театральными проектами, в которые каждый ребенок успевает окунуться с головой.

Практика работы ГБОУ детский сад № 39 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга показывает, что театральная деятельность в ДОО позволяет нивелировать возможные состояния перегруженности, так как работа театральной студии – это ИГРА, игра, в процессе которой происходит не заметная работа по развитию речи, формированию элементарных представлений об окружающем мире, мягко выстраиваются межличностные связи.

Материал для дошкольников мы подбираем из ярких образцов устного народного творчества и детской литературы разных периодов и стран, чтобы происходящее действие в произведении было доступно для постановки, персонажи и диалоги имели понятный дошкольникам эмоциональный тон. Постановки оказались интересными, интегрированными в образовательные области, эстетичными, эмоционально насыщенными.

Театральная деятельность с детьми реализуется на занятиях в театральной студии «За занавесом». Основной целью наших занятий является воспитание, думающего, активного, тонко чувствующего человека, готового к творческой деятельности в любой сфере. Основными задачами работы с детьми нашей студии являются:

-                    улучшение речи; улучшение памяти, улучшение внимательности;

-                    организация совместного творческого поиска средств художественной выразительности в передаче образов и характеров исполняемых персонажей

-                    воспитание навыков взаимодействия детей между собой, детей и взрослых, работы соло и в команде;

-                    раскрытие творческого потенциала и развитие способностей, уверенности в собственных силах.

Основными формами работы с детьми являются: театральные игры, игровые репетиции, наблюдение за проявлением различных эмоциональных состояний людей и животных для воплощения их на сцене; художественный пересказ текста; творческая работа над сценарием (выслушивание детских предложений и поправок, с дальнейшим включением их в сценарий); поощрение и работа
с авторами собственных произведений; представление спектакля. В работе с детьми и родителями предусмотрена и система поощрений: за ответственность; за обаяние и искренность; мастер импровизации; мастер эпизода; лучший декламатор; лучший автор; лучшая роль года; все умею.

Обозначим краткое содержание программы театральной студии.

-                    Тренинги, театральные этюды, миниатюры: основная цель занятий эмоциональное раскрепощение, развитие коммуникабельности, индивидуальности.

-                    Искусство выразительного чтения: упражнения на дыхание, артикуляцию, голос.

-                    Первые роли: этюды, миниатюры, групповые мероприятия, мини-спектакли.

-                    Театральная мастерская: изготовление эскизов и их обсуждение, декораций, элементов костюмов

-                    Посещение театра, праздники: просмотр выездных спектаклей, поездки в театры, участие в мероприятиях детского сада, участие в конкурсах.

-                    Развитие театральной культуры: знакомство с театральным этикетом, историей театра.

Постановки нашей театральной студии имеют успех, дети выступают в ДОУ на театральных фестивалях, а также стали лауреатами конкурсов «Великая Россия» (2018 г.) и «Маленький Моцарт» (2019 г.) в номинации «Театральное творчество». Далее необходимо представить краткое содержание реализованных авторских сценариев, основная идея возникновения которых, заключалась в том, что бы максимально избежать репетиционного формата, а финальный результат возникал непринужденно. Для реализации этой идеи реализуются следующие этапы:

Разучивание материала (текста, движений, местоположения героя на сцене) должно происходить само, без специальных усилий и отработки. На этом этапе игровые ситуации создавались специально или придумывались совместно с детьми во время занятий, на основе сценок – фрагментов сценария. Игры с множественными повторами заменили формат репетиций и отработки текста на занятиях.

Каждый ребенок должен иметь возможность примерить на себя все роли, которые захочет на занятиях кружка. Этот пункт дает возможность педагогу для реализации личностно – ориентированных технологий, и создания условий обеспечивающих выбор. Это для каждого ребенка своеобразный этап тестирования понравившихся ролей, возможность самовыражения в различных образах, как правило, на этом этапе дети сами могут понять и определить, кому и какая роль лучше всего подходит. Важно подчеркнут, что после прохождения этих этапов приятным бонусом становится полностью выученный текст. Каждый ребенок знает и свою роль и любую другую и может заменить отсутствующего участника.

Игровые формы развития навыков взаимодействия, совместной ориентации в пространстве и нахождения своего места на сцене. Это самый сложный этап, т.к. на наш взгляд, очень сложно обойтись без тренировки выстраивая сценографию. Что бы свести к минимуму треннаж были придуманы игры по принципу «stopandgo», суть которых заключается в том, чтобы после свободного движения по пространству зала, найти свое место по условному сигналу. Таким образом, детям оказалось не сложно запомнить свое местоположение на сцене в той или иной части сценария.

Таким образом, обозначенная концепция и построение занятий ускоряет процесс, финальные репетиции (так называемый прогон) не утомляют ребят, так как спектакль уже стал любимой игрой, текст часто расходится на цитаты и шутки в повседневной жизни, что неизбежно приносит удовольствие и радость. Работа театральных мастерских активно вовлекает родителей в жизнь ребенка, актуализируя переход умений и опыта от одного поколения к другому. Мы хотим привести несколько ярких примеров-сценариев которые направят участников педагогичного процесса
к использованию театральной деятельности:

Мини спектакль «Тень – Тень – Потетень»

Это сценарий – коллаж, состоящий из сочетания народных потешек «Тень- Тень» и «Кошкин дом» со стихотворением А.Г. Крылова «Кот Василий». Из соединения этих стихотворений в единый сценарий, родился оригинальный, динамичный мини спектакль. Он включает в себя вступление, завязку, кульминацию (пожар – проблема, тушение пожара – действие), развязку (с выводом
о важности взаимовыручки) и финал. Краткость и простота текстов позволила выстроить поэтапную работу, превратив ее в три игры – игра «Тень- Тень», игра «Кот Василий», игра «Кошкин дом». Проигрывая стихотворения, каждый ребенок имел возможность получить разные роли, по своему желанию используя лишь те художественные средства выразительности, которые доступны младшим дошкольникам: вовремя и эмоционально – выразительно произнести свою реплику, перемещаться и находить свое место в пространстве условной сцены используя опорные ориентиры. С течением времени эти три игры как бы сами собой соединились в единое действо, в котором роли распределились по желанию, но каждый ребенок мог сыграть любую роль. Осталось организовать вход на сцену и выход после выступления, а так же изготовить атрибуты, декорации и костюмы.

Постановка «О маме»

Сценарий включает два произведения: стихотворение Эдуарда Успенского «Разгром»
и стихотворение Е. Серовой «Три мамы». Основной доминантой сценического воплощения идеи соединения этих произведений стала специально придуманная легкая ширма, изображающая на одной стороне детскую комнату в беспорядке, после очень интересной и активной игры веселой компании детей, а на другой стороне чистую, прибранную гостиную. Интересно, что изображения расположены на сторонах ширмы так, что бы ее можно было перевернуть «с ног на голову». За ширмой устанавливается детский столик и пара стульчиков. Переворачивая ширму, дети устанавливают ее за эту мебель, тем самым превращая сцену в гостиную.Специально подобранные аудиофайлы: веселая музыка для эффекта «выбегания» на сцену и детской кутерьмы, «стук каблуков», «поворот ключа
в замке и звук открывающейся двери»
имеют не менее важное значение, как дополнительные средства художественной выразительности.

Начало постановки – «Разгром», это стихотворение легко распределяется по ролям, дети без труда находят выразительные интонации и движения, характеризующие персонажей. Веселая музыка дает старт участникам, одни «гоняют мяч», другие запускают самолетики, затем приходит «Мама» и развивается диалог, в процессе которого «Мама» обращается не только к артистам, но и к публике, которая с легкостью поддерживает диалог. Обращение к публике и получение от нее ответа становится интерактивным, еще одним средством художественной выразительности, усиливающим эмоциональную окраску реплик. По завершении первой части дети сами поднимают и переворачивают ширму, устанавливая ее за детскими стульчиками, превращая сцену в гостиную, начиная новый эпизод. Стихотворение «Три мамы» прекрасно разучивается и исполняется по ролям, во время работы над разучиванием и постановкой движений все желающие могут примерить на себя роль внучки, мамы или дочки. Заканчивается спектакль веселой музыкой, которая была в начале, что является сигналом участников «Погрома» к выходу на поклон.

«Рондо с рассеянным»

Анализ формы стихотворения показал, что она напоминает РОНДО ( от ит. Rondo – «движение по кругу»), это музыкальная или стихотворная форма в основе которой лежит принцип чередования главной, не изменяемой темы – РЕФРЕНА (термин РЕФРЕН равнозначен термину ПРИПЕВ) и постоянно обновляемых ЭПИЗОДОВ, этот принцип рождает движение по кругу: ABACAD.

Внутренняя пульсация стиха передает дополнительное образное содержание текста. Автор передает атмосферу вокзала, движение поездов и пассажиров путем повтора ритмообразующих строчек «ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ С УЛИЦЫ БАССЕЯННОЙ», которые являются рефреном этого стихотворения и выполняют формообразующую функцию.

Постоянное повторение хором строчек рефрена давало хороший эффект, но оказалось не достаточным для визуального восприятия передачи ритмичного движения поезда, разнохарактерных пассажиров и атмосферы вокзала в целом. Для достижения большего эффекта движения было решено визуализировать ритмическую пульсацию с помощью белых и красных стульчиков выстроенных по кругу. На слова рефрена дети сидящие на белых стульчиках вставали и передвигаясь против часовой стрелки должны были занять следующий за своим освободившийся белый стульчик. На повтор рефрена тоже самое делали дети занимающие красные стульчики. Ох, не простая же это была игра! Но это стало двигателем и основной постановочной идеей театрализации стихотворения.

Выделим три плана:

  1. На первом плане главный герой – чудаковатый рассеянный гражданин
  2. Группы действующих лиц, раскрывающие сюжет
  3. Атмосферный план, выполняющий динамическую и формообразующую функцию.

Как и прежде, желающие дети (даже девочки) имели возможность побыть в роли Рассеянного. Остальной текст разделили между несколькими группами действующих лиц. Эти группы образовали своеобразные картинки – эпизоды .

Действие идет по формуле ABACAD, где как говорилось выше,

А – это движение детей с переходом на следующий стульчик с одновременным скандированием фразы «ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ С УЛИЦЫ БАССЕЯННОЙ» (рефрен), а B, C, D, E – меняющиеся картинки (эпизоды) содержащие повествовательные, эмоционально окрашенные реплики персонажей: соседей, пассажиров, служащих, прохожих.

Результаты нашей работы свидетельствуют о следующем:

-                    дети владеют комплексом артикуляционной гимнастики; действуют в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

-                    произносят фразу или стихотворный текст в движении и разных позах; произносят на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносят одну и ту же фразу с разными интонациями;

-                    читают наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

-                    подбирают рифму к заданному слову и составляют диалог между сказочными героями.

-                    развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания;

-                    уважительное отношение к культурно-историческим традициям народов России;

-                    продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе театральных;

-                    приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих театрально-творческих возможностей;

Подводя итог, необходимо отметить, что сочетание театральной деятельности и дизайн-мышления позволяют создавать новые формы, которые обогащают и уточняют восприятие и представления ребенка об окружающем мире, такое сочетание позволяет не сводить ребенка к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые, нестандартные варианты.

Такая работа позволяет педагогам активизировать творческий потенциал ребенка, мотивируя на дальнейшую деятельность. Используя театральную деятельность и дизайн-мышления мы стимулируем ребенка к развитию креативности, побуждаем его к творческой деятельности (к поиску нового, нестандартного решения), что в свою очередь непосредственно развивает творческое воображение.

-

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес